От переводчика: Религиозный сионизм — движение отнюдь не единое и сплоченное. Внутри него идут постоянные дискуссии, в том числе и вокруг наследия выдающегося еврейского мыслителя нового времени — рава Кука.  Ниже я привожу, мнение одного из лидеров т.н. «хардалим» («харедим-леумиим», т.с. сионистской ультраортодоксии) о проблеме, занявшей большую часть лекции рава Шерки: о смысле и значении секулярного сионизма. Это несколько иной взгляд на идеи рава Кука, который будет интересен находящимся в теме.

 

Раввин Элиэзер Меламед (1961) — один из ведущих раввинов и галахических авторитетов национально-религиозного лагеря. Возглавляет ешиват-hесдер «hар Браха» и является раввином поселения hар Браха в Самарии. Его отец — выдающийся раввин нашего времени Залман Меламед, глава ешивы «Бейт-Эль».

Несмотря на поддержку, которую оказывал рав Кук (זצ»ל) всем, занимавшимся заселением Эрец-Исраэль, и собиранием изгнанников, его предположением было, что без связи со Святым Источником Веры, без соблюдения мицвот и без ясного понимания значения Геулы для Израиля и мира – секулярный сионизм не сможет достичь своей цели – собрания евреев в своей Стране. Так он писал во многих своих письмах (“игрот”), об этом говорил с многих трибун. Поэтому он основал движение “Дегель Йерушалаим”.

 

Наш учитель, рав Кук, также знал, что основной причиной поддержки праведниками народов мира сионистского движения является их вера в ТАНАХ. Он опасался, что отход вождей сионизма от веры отцов подорвет шансы на поддержку дела сионизма со стороны народов мира (Орот РЕИЙА 3 стр. 173). Он писал, что секулярная программа для еврейского народа не сможет ни в коем случае привести к достижению национальной цели (Маамарей РЕИЙА 2 стр. 298). «Ничего не принесут нам наши труды, если не приложим к величию дел понимания ценности их идейного значения… Сами по себе дела, без понимания, не только не поднимут идею, но обесчестят ее и, в конце концов, дела без идеи сведут сами себя на нет(Орот hа-Тхия 6)

И все же следует отметить, что, хотя среди вождей сионизма и его сторонников были ультра-секуляристы, само движение, в общем, не порвало с традицией. В сионистское движение входили ортодоксальные евреи (например — «Мизрахи»), традиционалисты (например — «Бейтар») и даже какой-то процент сторонников социалистических сионистских партий были близки к еврейской традиции. И даже абсолютные атеисты признавали иудаизм «основополагающей культурой». Таким образом, еврейская религия и традиция внесли большой вклад В ДЕЛО сионизма. И все же, рав Кук предположил, что без более тесной связи с иудаизмом, сионизм не достигнет своих целей.

Еще в бытность свою раввином Яфо, в году ТАРСАХ(1907-8), призывал рав Кук (Игрот ха-РЕИЙА 1 стр.144) … строить Страну как духовно, так и материально, сочетая Тору с Дерех-Эрец, ибо любое будущее взращивание Спасения зависит от того, будет ли строительство Страны будет вестись с настоящим трепетом перед Небесами.

“Это время, когда я задумался о своем пути и пришел к выводу, что любая надежда на заселение Эрец-Исраэль… зависит от этого важного положения – чтобы собрались у нас добрые силы для духовного и материального восстановления Эрец-Исраэль … — главное не опоздать, не дать вредителям испортить младенцев, корни ростков Господних, поднимающихся на Святой земле…”

А если это не получится, то “овладеет рука, вооруженная беззаконием и гойскими обычаями, реально не знающая ничего о святости Израиля, прикрывающая свой позор завесами фальшивого национализма, основанного на крупицах нашей истории и лингвистическом сантименте. Рука эта наряжает жизнь в израильские наряды, тогда как суть ее не является еврейской, что сделает жизнь уродливой и нечестивой и, в конце концов наполнит ее ненавистью к Израилю и Эрец-Исраэль, свидетелями чего мы уже были. Если эта нечестивая рука возьмет верх – невозможно будет представить масштаб катастрофы. Но уверен я во Всевышнем, ‘что не даст споткнуться ноге нашей’, и каждый, кто трепещет перед словом Божьим и стремится к спасению Народа Его и Его Страны, встанет под наше знамя и начнем мы строить в Ционе ‘краеугольный камень драгоценный’, Новый Ишув, на базе чистоты Веры радости Жизни и Справедливости наших требований. Да пребудет с нами Бог, восстанавливающий развалины нашего народа из поколения в поколение.” (Игрот РЕИЙА 1 стр. 182)

***

Вроде бы события развивались не так, как предсказывал рав Кук– Государство Израиль создано, оно успешно развивается, в то время, как его вожди — не то чтобы очень почитают святыни Израиля. Кто-то может объяснить слова нашего учителя в русле, в каком это делают множество раввинов, несущих на своих плечах ответственность за сохранение религии и всегда призывающих своих последователей соблюдать Тору и заповеди. Бизнесменам они скажут, что успех в делах придет, если будут заниматься Торой и заповедями. Общественным деятелям, ученым они скажут то же самое. И это правильно, но в их словах нет глубокого анализа существующей реальности. Есть только обозначение общей позиции – “Только с помощью Торы и заповедей можно достичь НАСТОЯЩЕГО успеха, если не в этом мире, то в мире грядущем, не в этом поколении, так в Конце Дней”.

***

Но правда заключается в том, что наш учитель рав Кук «смотрел в корень». Он видел базисные недостатки секулярного сионизма. Еще перед Первой мировой войной он понял, что у секулярного сионизма не хватит духовных сил противостоять всему набору трудностей. Конечно, у секулярного сионизма есть великая заслуга в том, что он положил начало политическим действиям для возвращения в Сион, а практические действия он перевел на новый уровень, но без глубокой связи со Святым он не сможет достичь своей цели. И рав был прав.

Без Первой мировой войны и, тем более, без Второй мировой войны и произошедшей во время нее страшной Катастрофы, сионизм не создал бы Государство. На Шоа рав Кук действительно не рассчитывал. Он говорил об ответственности, лежащей на плечах поколения, продвигать Народ к созданию государства, причем, чтобы это не зависело от страшных катастроф. И поэтому обращался ко всем, что необходимо соединить национальное движение со Святостью и так идти в полную силу к Возрождению Израиля. Его упреки были обращены как к секулярному сионизму, так и к харедим, массово не поднимавшихся в Страну и массово не заселявших Ее.

Если бы мы удостоились соединения Святого с Будничным (“хибур кодеш ла-холь”), сионистскому движению удалось привезти в Страну миллионы евреев. Это стало бы решающим аргументом для народов мира поддержать право евреев на свою Страну.

***

Мы не удостоились и получили страшные кризисы, из которых родилось Государство Израиль. Первая мировая война, потрясла весь мир. Десятки миллионов погибших обескровили народы, распадались старые империи, появлялись новые государства. На фоне всего этого люди меняли образ мыслей. Появилась “Декларация Бальфура”(1917), согласно которой Британия обещает создание еврейского национального дома во всей Эрец-Исраэль, по обе стороны Иордана. Эта программа была позже подтверждена в Сан-Ремо. Но факт, что за несколько лет сионистское движение потеряло все свои достижения. Сначала сионистское движение согласилось на роспуск “еврейских батальонов”, созданных во время Первой мировой войны для помощи англичанам в их усилиях отвоевать Эрец-Исраэль у турок для евреев. Эти батальоны должны были стать затем ядром, вокруг которого сформировалась бы еврейская армия для защиты “национального дома”. Затем сионизм отказался от Заиорданья в пользу арабов. Затем согласился на ограничение алии, что означало отказ от попытки создать еврейское большинство и Государство в Стране. В такой ситуации шанса создать Государство Израиль просто не было.

И вот началась Вторая мировая война, еще более ужасная, а для нас, евреев – самая ужасная из всех войн. 6 миллионов евреев было убито. После того, как стали известны масштабы Шоа, большинство в мире признало право евреев на свое государство в Эрец-Исраэль. Но и тогда у официального руководства сионистским движением не хватало мужества бороться за это. Только благодаря ревизионистскому подполью – ЭЦЕЛь и ЛЕХИ – англичане убрались из Страны, что позволило создать Государство.

После провозглашения Независимости, из-за того, что духовная связь со святыми местами была слаба, ЦАХАЛ приостановил свое наступление и логически не завершил Войну за Независимость, оставив Иудею, Самарию и Храмовую Гору в арабских руках. И после этого, в 6-ти дневную войну, правительство делало все возможное, чтобы Храмовая Гора, Иудея и Самария не оказались в еврейских руках. Умаляли Хуссейна, чтобы не вступал в войну, а потом умаляли его же принять Иудею и Самарию обратно, в обмен на “мир”.

Об этом говорил наш учитель и это мы наблюдали, к сожалению, на протяжении последних поколений: почти на всех перекрестках, когда надо было проявить духовное мужество и духовную силу, сионистское движение терпело поражение. И только благодаря Милости Всевышнего произошло Собирание изгнанников и Заселение Страны.

***

Рассказал рав проф. Мирски (ז»ל): “Однажды, вскоре после моей свадьбы, я пришел к Раву. Это было в одну из Суббот года ТАРАЦ[… — 1929-30], после первых погромов в Иерусалиме. Рав сидел во главе стола и трактат ‘Ктубот’ был открыт перед ним. Он был погружен в раздумья. Пока я решал как начать разговор об актуальных событиях, я вдруг увидел там еще одного человека. Он вытащил лист бумаги и сказал, обращаясь к Раву: ‘Многие считают, что если бы рабейну изложил свою позицию, мнение Торы, и написал открыто, что мы не хотим захватить Страну и основать в ней Еврейское Государство, но только жить в ней перед Богом, как делали всегда отцы наши, ‘Стражи стен’, — и тогда исламские вожди умиротворятся, а погромы и кровопролитие в Святом Городе прекратятся’.

Слова эти возмутили Рава. Он посмотрел на меня и сказал с дрожью в голосе: ‘Как такая странная мысль могла прийти ему в голову? Какого же он мнения о Боге и Народе Его?! Разве не благодаря завоеванию и строительству Страны получим мы Избавление?!’ После этих слов Рав встал и выставил того человека за дверь. Я никогда еще не видел Рава таким разгневанным”. (из книги “Оhев Исраэль бе-кдуша” стр. 135)

Опубликовано впервые в июне 2012 года в газете «Бе-Шева»

Перевод впервые опубликован на сайте http://berkovich-zametki.com