Проф. Ури Бар-Йосеф.

 

Ури Бар-Йосеф — профессор-эмеритус Хайфского университета, сотрудник кафедры международных отношений. Специалист по вопросам арабо-израильского конфликта, разведки и национальной безопасности.

От переводчика:

Читателям предоставляется перевод выступления профессора Ури Бар-Йосефа на военно-историческом форуме Ури Мильштейна. Это — ответ на тезисы бывшего сотрудника АМАН Шимона Мендеса, с которыми можно ознакомиться здесь: https://ontario14.wordpress.com/статьи/шимон-мендес-троянский-конь/

 

Одной из главных предпосылок теории Шимона [Мендеса] является предположение, что египетская культура есть культура лжи и обмана, а кто этого не понимает — не представляет себе на что способны египтяне…

Культура, которая создала самые смелые и успешные в 20-м веке стратегические аферы и надувательства, — это британская культура. И понятие «Fair play» мы получили от них тоже.

Основными понятиями этой культуры являются: деликатность, терпимость, свобода, индивидуализм, ответственность и взаимоуважение.

Сейчас я преподаю в Хайфском университете, но в прошлом я тоже сотрудничал в исследовательском отделе АМАН. На любой тезис должен быть или источник, или замечание «по-моему суждению» и т.д. Глаавное — четко отделить факты от предположений.

В книге Шимона Мендеса почти нет этого разделения, т.е. все — предположения. Предположения, основаны на вере, а как нам спорить о вере ?!

Я собираюсь предоставить вам — здесь и сейчас — факты.

Единственный способ проверить сегодня — был ли Маруан двойным агентом или нет — это прочитать его донесения за 12 месяцев до войны, т.е. между 24 октября 1972 года, когда Садат собрал всех приближенных и объявил о решении начать войну не дожидаясь паритета в авиации и ракетах, и ночью 5 октября 1973 года, когда Ашраф Маруан сообщил в последнюю минуту о войне и дал настоящий ее план, который даже в Дамаске не знали, кстати.

Я изложу вам сейчас сообщения Маруана за этот год — и любой может делать выводы, какие пожелает.

1) Начало ноября 1972 года. Маруан сообщает своему куратору «Дуби» и Замиру, что Садат решил не ждать дополнительного оружия (от русских) и начать войну до конца года.

2) Начало 1973 года. Маруан сообщает, что война назначена на май — не планируется вторжение и/или занятие Синая. Все должно ограничиться более интенсивной «Войной на истощение» плюс подключение к ней Сирии.

3) 11 апреля 1973 года. Маруан сообщает, что война начнется в середине мая. Планируется вторжение до линии перевалов Гиди и Митле.

4) Начало мая — он сообщает, что Садат решил отложить начало войны.

5) 20 мая — Маруан сообщает о подписании контракта с СССР о поставках ракет СКАД.

6) 3 июня он сообщает, что Египет более не считает превосходство в воздухе условием начала войны.

7) 4 октября он по телефону передает сообщение «Дуби», где есть фраза кодовая «много химикатов», что означает «большая война».

8) 5 октября он сообщает «Дуби» и Замиру о том, что война начнется завтра и пересказывает им оперативный план египтян.

 

Итак, что же все это означает ?

1) 24 октября 1972 года Садат собирает свой «Верховный Совет» и объявляет, что он решил начать войну — до конца года — с теми инструментами, какие у Египта будут на тот момент. Об этом мы знаем из мемуаров Садата (IMHO, к ним надо относиться с большой осторожностью), Шазли, Дамаси и других египетских источников.

Министр обороны и несколько генералов возражают: «Мы не готовы к войне».

В течении нескольких дней Садат их увольняет и заменяет другими генералами, согласными с его планами.

Ашраф Маруан встречается с Замиром и «Дуби» в начале ноября, передает им протокол, который вел один из участников заседания 24 октября, и объясняет египтянам суть кадровых изменений в египетском руководстве. На основании этого протокола, Моше Даян на заседании правительства говорит, что «следует готовиться к большой войне в начале 1973 года».

Начальник генштаба Давид Эльазар («Дадо») использует это сообщение для того, чтобы опротестовать и отменить или, в крайнем случае, отложить выполнение уже принятого решения о сокращении срока службы солдат регулярной армии.

2) Начало 1973 года. У нас знают о египетской подготовке к войне. Пока не ясно, что именно планируется — «Война на истощение — 2» или форсирование Канала. Ясно, что в событиях примут участие сирийцы. Маруан подтверждает это и сообщает, что планируется более интенсивная «Война на истощение». Прогноз АМАН (составлен Йоной Бальманом): нет изменения в предположении («Концепция»), что Египет не начнет войну без ракет (СКАД) и превосходства в авиации.

3) 11 апреля 1973 года. Важно знать — сообщение Маруана приходит вместе с массой других, из других источников, говорящих то же самое — война в середине мая (предположительно — 19 мая, но Маруан дату не указывает). Предполагается занятие 10 километровой полосы на Восточном берегу Канала и закрепление на линии обороны на перевалах. Маруан дает более подробную информацию об оперативном плане египтян. Он сообщает, что атака начнется с артподготовки в течении 38 минут (в Йом-Кипур артподготовка длилась ТОЧНО 38 минут !). Авиаудар силами 178 самолетов по Синаю и 40 «Миражами» по целям в Израиле. В октябре у египтян было только 25 «Миражей», поэтому и они ограничились атаками по целям на Синае. Переправа через Канал 5 пехотных дивизий (так и было в октябре). Использование ночной темноты для переправы основной массы пехоты, чтобы избежать помех со стороны израильских ВВС. Пехота будет иметь на вооружении противотанковые ракеты САГЕР («Малютка»). Египетский флот должен будет блокировать Баб-эль-Мандебский пролив, чтобы показать евреям, что контроль над Шарм-аш-Шейхом не решает их проблемы. Прямо накануне войны будет сильно сокращена добыча нефти на египетских месторождениях, чтобы минимизировать потери от возможных израильских ударов по ним.

Кроме «Миражей» — все сбылось в октябре. Мне ничего не известно о сокращении добычи нефти, я не проверял — м.б. так и было.

После этого сообщения Даян произносит в генштабе свое знаменитое «Джентельмены, готовьтесь к войне летом»

4) Четвертое предупреждение: май — начало июня. Русские долго не соглашались продавать Египту СКАДы, которые в Каире считали «оружием устрашения». Кстати, устрашение сработало — наши ВВС не атаковали в октябре цели в глубине территории Египта. В мае контракт подписан и Египет получает СКАДы. Через две недели Маруан сообщает «Дуби», что египетские генералы больше не считают превосходство в воздухе необходимым условием для начала войны. Теперь смотрите внимательно: это значит, что в июне, за 4 месяца до войны, Маруан говорит, что «Концепция», построенная до того на базе его же сообщений, более не работает.

Это должно было привести к тектоническим подвижкам и потрясениям в АМАН. Я спрашивал кого только можно из тех, кто тогда работал в АМАН — не было НИ ОДНОГО обсуждения по этим сообщениям Маруана! На них не обратили внимание. В сентябре, за две недели до войны, Эли Зеира все еще говорит «до 1980 года они на войну не пойдут, т.к. хороших атакующих самолетов у них нет».

5) За 48 часов до начала войны египтяне крайне удивлены, что евреи никак не показывают, что готовятся войне. Первые признаки того, что евреи что-то подозревают, египтяне видят в пятницу днем, т.е. за 24 часа до начала атаки. Согласно версии Шимона Мендеса, в этот момент египтяне, понимая уже, что застали нас «со спущенными штанами», решают послать своего «троянского коня» Ашрфа Маруана к нам и предупредить о начале атаки.

Есть разные теории о том, что творилось в головах египетского руководства, но я заявляю со всей ответственностью: в Каире ДО СМЕРТИ БОЯЛИСЬ израильского превентивного удара. Зачем им, скажите мне, предупреждать нас о войне ? Для «fair play» ?!

Так или иначе, Маруан за 48 часов до начала войны связывается с «Дуби» и требует немедленной встречи с Замиром — буквально завтра — т.к. «много химикатов».

Замир встречается с Маруаном вечером 5 октября в Лондоне. Глава «Моссад» начинает разговор на отвлеченные темы — спрашивает о том, что происходит в египетско-ливийских отношениях и т.п. Маруан его прерывает и говорит, что завтра днем Египет и Сирия синхронно атакуют Израиль по всем фронтам. Маруан дает полный план войны: египтяне форсируют Канал, занимают полосу к востоку от Канала глубиной максимум 10 км и закрепляются для обороны.

Это читают ранним утром 6 октября члены израильского кабинета.   Это документально подтверждается — из протоколов правительства и даже из панического сообщения АМАН за 15 минут (!) до начала атаки: «Египтяне собираются форсировать Канал, продвинутся на 10 км и занять оборону. В их планы не входит занятие перевалов».

Факт, что предупреждение Маруана на Голду и Даяна, не говоря уже о Зеире, особого впечатления не производит, они говорят о каких-то других источниках и другой информации. Все-таки Маруан не был таким уж эксклюзивным источником, на котором строилась вся наша стратегия…

Я хочу спросить сторонников «двойного агента»: почему бы двойному агенту не позвать Замира где-нибудь 3-4 октября и не сказать ему: «Друзья, не волнуйтесь. Египет 6 числа проводит учения, совершенно не собираясь превращать их в войну. Спите спокойно.» ?

Маруан не был в «пятерке», управлявшей военно-политическими делами Египта. Об этом можно с уверенностью говорить, основываясь на мемуарах Шазли и Гамаси. Маруан был доверенным лицом Садата в отношениях с Эр-Риадом и Триполи, но не с Дамаском, например.

 

* * *

 

Известный журналист Ронен Бергман поддерживает версию «двойного агента». Основание — публикация в 2004 году (т.е. после обнародования информации о его сотрудничестве с «Моссадом») фотографии, сделанной на церемонии годовщины «октябрьской войны» в Каире, где Мубарак жмет руку Маруану. Бергман говорит, что это есть главное доказательство того, что Маруан был «двойным агентом».

Однако, несколько лет назад, Хайкал Хаснен, главред «Аль-Ахрам», опубликовал статью, где описал ту церемонию: после рукопожатия, Мубарак взглянул в лицо Маруану, возмутился — «Что этот человек здесь делает ?» — и приказал выслать его из Египта. Хаснен спросил Мубарака — не надо ли расследовать всю эту историю ? Мубарак приказал игнорировать ее в прессе и не проводить расследование. Мне не надо вам объяснять, какое место понятие «позор» занимает в арабской культуре…

 

* * *

 

Эли Зеира — главный виновник ? Я считаю, что вполне возможно во всем винить одного человека.

Я не так давно завершил большую статью с анализом нескольких военных «сюрпризов» — «Барбаросса», русский контрудар под Москвой зимой 1941 года, два «сюрприза» в корейской войне и египетский удар 6 октября 1973 года.

Объяснение «Барбароссы» (разгром Красной армии летом-осенью 1941 года) — это, по большому счету, объяснение действий одного человека — Сталина. Надо понимать — почему Сталин так реагировал на все предупреждения о грядущей войне.

Проблема Эли Зеиры не в том, что он ошибался — ошибались многие, в т.ч. и Арье Шалев и другие сотрудники АМАН. Проблема в том, что Эли Зеира ВРАЛ своему непосредственному начальству в самый критический момент. Это выяснилось во время работы «комиссии Аграната», которая обнаружила различие в показаниях Зеиры и его подчиненного Дигли (глава отдела сбора информации). Сначала Зеира сказал комиссии, что «специальные средства» и другие методы прослушки ничего подозрительного не показывали, поэтому он сказал Дадо, Даяну и Голде, что войны не будет. Потом Дигли сказал комиссии, что Зеира вообще запрещал включать прослушку до утра 6 октября. После чего комиссия позвала Зеиру опять и официально предупредила его, что подозревает его во лжи и задала вопрос еще раз. Но, понимаете, Зеира не говорит Даяну и Голде «я не знаю», «прослушка не включена» и т.д. Он дает им понять, что делает максимум и уверяет их, что войны не будет.

 

Лод, август 2016

(перевод — команда сайта «Дагеш»)