Д-р Мордехай Кедар.

(выступление на военно-историческом форуме д-ра Ури Мильштейна, перевод — команда сайта «Дагеш»)

 

Начну с вопроса, ответ на который я дам в продолжении этого выступления. Я прочитал книгу Шимона Мендеса[1] и мне не совсем понятно — зачем Садат вообще послал Ашрафа Маруана сообщать израильтянам о войне? Он мог этого не делать вообще — и сюрприз был бы еще большим. Ответ на этот вопрос у Шимона Мендеса я не нашел.

В войну 1973 года я только перешел на постоянную военную службу. До этого я был солдатом в «848»[2]. В ночь с четверга на пятницу я был дежурным. То, что мы видели в эту ночь не имело другого объяснения, кроме как «война начнется в ближайшие часы». До войны оставалось около 40 часов. Мы доложили непосредственному начальнику, полковнику Реувену Ярдору, который в 4 часа утра пришел к нам, ознакомился с информацией и приказал перейти всем на военное положение, «как будто война уже началась». Т.е., «848» в пятницу утром уже знало о войне.

Йоэль Бен-Порат[3] еще в четверг знал об этом и сообщил Ласкову (он тогда был комиссаром по солдатским жалобам), во время их поездки по Синаю. Они посетили главную базу «848» («Бавель») на Синае. Солдаты жаловались на распоряжение постоянно носить на голове каски. И вот Ласков видит на базе разведки солдат в касках и спрашивает Бен-Пората зачем он заставляет солдат небоевых частей это делать. Бен-Порат ответил, что есть информация о нападении египтян в ближайшее время и база переведена в полную боевую готовность(«коненут сфига»).

Проходит время — после войны создается «комиссия Аграната» и Ласков становится ее членом.   На одно из заседаний вызывается Йоэль Бен-Порат. Ласков сообщает, что допрашиваемый за два дня до нападения сообщил ему, что война начнется в ближайшее время… Таким образом, разведка свое дело сделала. Информация застряла там, где застряла, и война пошла так, как пошла…

Итак, первый вопрос — о том, почему Ашраф Маруан вообще был послан (в Лондон) рассказать о войне, конечно, если мы предполагаем вообще, что он был кем-то послан, а не был действительно 100%-м израильским шпионом.

Второй вопрос, на который я дам ответ в конце — что на самом деле происходит сегодня на Синайском полуострове.

Но основная часть моего выступления будет посвящена вопросу «почему мы не понимаем арабскую культуру ?»

Арабский язык — это не только средство коммуникации, но и «зеркало культуры». Перевод с арабского — это всегда обработка текста и смысла для конкретного адресата перевода. Понять культуру в переводах — это все равно, что съесть банан с кожурой в пластиковой обертке — ты сжевал это, но вкус ты не узнал. «Вкус» культуры остается тебе неведом, без понимания разговоров на улице, анекдотов таксистов и т.д. и т.п. Я уже не говорю о способности читать в подлиннике поэзию и литературу данного народа. Посмотрите переводы Гейне на иврит — 80 лет назад, 50 лет назад, 20 лет назад и сейчас. Каждый раз это совершенно разные переводы, хотя и тогда и сейчас переводы делали блестящие профессионалы. Коран 4 раза переводился на иврит — перевод 20-х и 40-х гг Йосефа Ривлина (папы нашего президента), перевод Бен-Шемеша (80-гг) и современный перевод Рубина. Это тот-же Коран, но переводы совершенно разные.

Ривлин не знал арабского ? Прекрасно знал ! И остальные тоже, но каждый видел что-то свое. Как те 4 слепца, которые рассказывали что такое слон, ощупав его каждый со своей стороны. Чтобы знать правду о Коране — нет иного способа, нежели выучить арабский и прочитать Коран в подлиннике, без помощи Ривлина, Бен-Шемеша и Рубина. Читай сам — и увидишь то, что никто другой не покажет тебе.

Перевод — это адаптация одного языка к другому, одной культуры к другой.   При адаптации языка и культуры — что-то всегда теряется. Клановость арабов и наш индивидуализм. Религиозность арабов и наша секулярность. Их семейные ценности и наши. Их приоритеты и наши. Нет лингвистических инструментов, которые смогли бы описать равноценно их и нашу культуру.

Когда у нас возникает какая-то медицинская проблема — мы идем к специалисту, который учился медицине не менее 10 лет. Когда американское правительство посылает на Ближневосток целые армии — тысячи солдат должны погибать в пустынях — сколько и кто в Белом Доме (или любом другом доме) изучал проблемы Ближнего Востока ?! Кто из них знает арабский язык ?!

Эти руководители действуют так, как действуют, из-за своего невежества и потому, что окружающие их советники говорят им то, что те хотят слышать.

Моше Яалон, будучи министром по стратегическим вопросам, держал рядом с собой советника, известного своими крайне левыми взглядами. Как-то я встретил его и спросил – “что коэн делает на кладбище ?”. Тот ответил, что министр попросил его быть советником, «чтобы каждый раз говорить ему, где он неправ».

Господа, Буги — великий человек !   Но кто еще знает такие примеры в нашем государстве ? Я — не знаю.

 

* * *

 

IMHO, Война Судного дня началась в 1972 году, когда была опубликована статья «The Arab World» в журнале американского союза психиатров. Ее автор — Harold Glidden, не психиатр, а сотрудник ЦРУ. В статье дается определение арабского общества как «Shame-oriented society» — общества, основной движущей силой которого является чувство стыда. Т.е. член этого общества будет действовать так, чтобы заработать уважение и не будет действовать так, чтобы заработать позор.   В отличии от западного общества (Глидден называет его «Guilt-oriented society»), где человек действует, ориентируясь на законы: «будешь виновен — значит этого делать нельзя, будешь невиновен — можно».

Исходя из этого понимания арабского мира, Глидден делает вывод, что опозоренный в 1967 году арабский мир сделает все возможное, чтобы вернуть к себе уважение с помощью войны, которая неизбежно начнется в будущем, причем, обратите внимание — вернуть уважение, пока безо всякой связи с территорией. Но все это написано по-английски…

Как мы на них смотрели ? «Есть ли у арабов возможность отбить у нас Синай, Голан и Иудею с Самарией ?» Я помню наши анализы: у нас на Синае есть водная преграда, линия фортов Бар-Лева, горная преграда по линии Митле — Гиди, есть прекрасная разведка и т.д. и т.п. Из этого делался вывод о том, что арабы не смогут отбить у нас Синай — и поэтому они не начнут войну. Мы смотрели на ситуацию в перспективе территориального конфликта. Мы полностью игнорировали роль СТЫДА, как движущей силы арабского общества.

Почему ? Потому, что стыд не присутствует в нашей шкале приоритетов, т.к. мы — западное общество, мы думаем по-другому, мы обращаем внимание на другое, мы не думаем о позоре и уважении. Так родилась «Концепция» — был сделан вывод о возможном поведении Египта так, если бы египетское общество было не арабским, а западным. Основы провала октября 1973 года были заложены именно здесь. Арабы хотели вернуть не территорию, но уважение, самоуважение и уверенность в себе.

Войну 1967 года мы называли «Шестидневной». Арабы называли эту войну «Июньской войной». Почему ? Мы говорим о 6-ти днях, а они о целом месяце. Они самим названием этой войны пытаются скрыть факт, что опозорены они были всего за шесть дней.

 

После «Войны Судного дня» мы узнали, что египетские и сирийские солдаты называют эту войну «Шестичасовой войной». Почему ? Потому, что они видели в этой войне только ее первые 6 часов — с 14:00 до 20:00 — форсирование Канала и захват плацдарма на восточном берегу. Все остальное — совершенно неважно. То, что мы дошли до 101-го километра, что их целая армия была окружена и пила воду, которую мы им поставляли, чтобы они не подохли — все это неважно. Неважно до такой степени, что они обо всем этом не знают.

Недавно у меня была дискуссия на ТВ с египетским офицером, бывшем в 1973 году комбатом. Он сказал, что ему лично неизвестен тот факт, что израильтяне окружили целую армию на Синае в 1973 году. Не говоря уже о том позоре, когда вся эта армия стояла в очереди к израильским полевым кухням…

Смыть позор было для арабов важнее, чем вернуть потерянные территории. Война Судного дня в арабском мире была объявлена победой, смывшей позор 67-го года.

Но был во всем этом и личный фактор, который мы тоже тогда просто не видели. Знаете, почему война началась в Йом-Киппур ?   Потому, что 6 октября — день рождения Хафеза Асада. Спросите — «ну и что ?»

В Сирии «Шестидневная война» воспринималась как личный провал Асада. Придя к власти вместе с Джадидом в 1966 году, Асад, возглавивший армию в ВВС, целый год занимался ее уничтожением. Все, заподозренные в нелояльности партии БААС и алавитам, были или физически уничтожены, или арестованы, или изгнаны. Армия осталась без грамотного и опытного офицерства. И тут началась война, хотя арабы ожидали не войны, а сражения, но вдруг «сионисты» взбесились и устроили настоящую войну. Арабы даже предпочитают называть ее не войной, а «агрессией» — т.е. «войны-то не было вообще никакой, мы же не готовились к войне вообще, поэтому войны не было, а была сионистская агрессия — евреи пришли и забрали у нас землю, а мы не воевали».

Вот эти все лингвистические нюансы ОЧЕНЬ ВАЖНЫ, т.к. они есть у них, но нет у нас !

Итак, Асад — до сих пор — считается в Сирии ответственным за позор июня 1967 года.

Я проверил всю сирийскую прессу с 1966 года и до 2000 года. Поймите, что такое «сирийская пресса»: даже во время войн, главными заголовками были отчеты о том, как вчерашний день провел Асад, какой профсоюз дантистов ГДР его поздравил и похвалил и т.д. Так вот — отчеты о дне Асада появлялись во всех номерах, кроме номера за 11 июня. Из-года в год, с 1967 по 1999-й. Каждое 10-е июня (в этот день в 1967-м Сирия потеряла Голаны) Асад отмечал полной изоляцией от мира, молчанием и обдумыванием как вернуть уважение и Голаны. Такой был ритуал у этого человека. Настолько ему это было важно. И умер он, кстати, 10 июня.

Сирийские офицеры знали об особенностях характера их президента, поэтому, разрабатывая план войны, они настаивали, чтобы атака на сионистов была в день его рождения. И они не знали и не понимали что такое «Йом-Киппур», «Рош hа-Шана», «Шаббат». Им надо было сделать подарок президенту, т.к. личный фактор там играл наиважнейшую роль, которая нам была непонятна и чужда — как им наш «Йом-Киппур»…

В общем, мы не понимаем арабов — мы не понимаем что ими движет.

Как-то Бегин и мой учитель проф. Моше Шарон ехали на автомобиле через Исмаилию и увидели на высоком доме огромный портрет Садата и надпись «Великий человек, герой Переправы». Бегин удивился. Моше Шарон рассказал, что Бегин в Каире спросил Садата об этом портрете и надписи. Садат ответил так: «Если у тебя есть сын-отличник, который вдруг получает четверку, ты посчитаешь это позором. Если твой сын-двоечник принесет тебе тройку — ты будешь очень им горд. Я даже не был уверен, что моя армия сможет подойти к Каналу в тот октябрь…»

Еще один случай, который рассказал мне Моше Шарон. Бегин приезжает в Египет с женой. Его встречает в аэропорту Садат с женой. Бегин минуту трясет руку Садата, потом переходит к его жене — что польский интеллигент приучен сделать ? Правильно — поцеловать даме руку. Бегин целует ей руку и идет дальше — к министрам и генералам… Шарон говорит, что когда он увидел, как Бегин целует руку жене Садата, он чуть не упал с трапа от ужаса. Ни в коем случае нельзя, тем более прилюдно, целовать замужнюю женщину !

Назавтра государственные газеты («Аль-Ахрам», «Аль-Гумхурия») вышли с фотографией рукопожатия Бегина и Садата, а газеты оппозиции, «братьев-мусульман» вышли с фотографией Бегина, целующего руку жене Садата.

Человек не понимал разницы между Польшей и Египтом…

Некоторое время спустя, Ибрагим Халиль, министр иностранных дел Египта, прибыл в Израиль. Бегин, перед телекамерами, говорит ему: «Young man, war is a bad thing». Министр, вместе со всеми сопровождающими лицами, покидает место переговоров. Египетский журналист спрашивает Бегина: «Зачем вы оскорбили нашего министра, назвав его ‘young man‘ ?»

Бегин: «Я его оскорбил ? Я был бы очень рад, если бы кто-то меня назвал ‘young man‘!»

Понимаете ? Комплимент на Западе — это оскорбление на Востоке. В арабском мире ‘young man’ означает «дурак».

Моше Шарон старался как-то уберечь Бегина от таких эксцессов, но, что самое главное, старался уберечь его от эксцессов на более важных фронтах. Поэтому, египтяне, увидев, что Моше Шарон понимает слишком много, потребовали от Бегина его удалить, что он и сделал…

С фокусниками восточного базара продолжали торговаться ничего в Востоке не понимающие новобранцы. Недавнее идиотское соглашение по ядерной программе Ирана (2015) — еще одно звено в этой цепи, которая не ведет ни к чему хорошему.

Несколько комментариев по поводу мира с Египтом вообще. Существует фатва, которая была дана еще Насеру, что война с Израилем должна вестись до «Конца дней». Садат обратился в «Аль-Аззhар», исламский институт, выдающий такие фатвы, с просьбой дать ему возможность подписать мир с Израилем. Ответ ему был: ты можешь подписать с сионистами мир-«худайбийе», т.е. временное мирное соглашение, пока Аллах не сделает нас сильнее и мы не сможем их победить. Таким образом, мир с Египтом держится только на одном — на силе Израиля. Как только мы станем достаточно слабы, они нападут на нас, ибо существует прецедент в Коране — мир Мухаммада с язычниками Мекки, который он нарушил через два года после заключения.

Арафат, кстати, говорил о «худайбийе» с Израилем постоянно…

Итак, что же происходит сегодня на Синае ? Все СМИ рассказывают нам, что на Синае идет война между египетскими правительственными войсками и джихадистскими повстанцами. Израиль позволяет Египту ввести на Синай дополнительные войска, сверх лимита, предусмотренного соглашениями между нашими странами. Израиль это делает потому, что повстанцы иногда обстреливают нашу территорию.

У меня есть одна знакомая в Египте, которая мне постоянно говорит, что все это один большой обман. Весь «джихадизм» в Египте — проект египетской спецслужбы «Мухабарат». Они намеренно приносят в жертву своих солдат, чтобы Израиль позволил увеличивать египетское военное присутствие на полуострове, вопреки «мирному договору».

Доказательство ? Она говорит: джихадисты прячутся в горах, куда не может проникнуть никакая бронетехника. Любой автомобиль становится легкой мишенью. Для войны там нужен спецназ. Но египтяне посылают туда именно танки, БМП и т.д. И эта женщина говорит, что на Синае идет театрализованная постановка, направленная на обман единственного зрителя — Израиля. «Вы, евреи, думаете, как и все на Западе, что египетская власть страшно боится исламистов. Если вы, Запад, боитесь исламистов, то это не значит, что их боятся в арабском мире. Египетская власть их не боится, т.к. сама создала их с единственной целью — использовать ваш ужас перед исламистами для ввода войск на Синай.»

В конце — об Ашрафе Маруане. Египтяне послали его на встречу в Лондон, чтобы не «спалить» его. Но послали его слишком поздно, так что информация его уже мало что решала. Это — мое мнение, ас-салам алейкум !

 

Фрагменты обсуждения

Подполковник в отставке Шимон Мендес:

Мне, как сотруднику АМАН, было известно о существовании источника в самом высшем египетском руководстве еще до того, как Эли Зеhира в 1977 сообщил нам имя: Ашраф Маруан, зять Насера. Когда я узнал имя, я понял причину провала в октябре 1973 года.

Любой, знающий арабский мир изнутри, не поверит, что человек, зять Насера, ближайший друг Садата, который звал Садата «дядюшка», способен на предательство. Я написал статью «Осел Садата», которую никто не хотел публиковать, где объяснил почему Маруан не мог быть нашим агентом.

 

По моему мнению, Маруан не был агентом — он был дипломатом. Садат, будучи глубоко верующим мусульманином, использовал дипломатию, как один из родов войск. Встречаясь с Замиром (глава «Моссад»), Маруан исполнял задание Садата…

Когда израильтяне спросили его зачем ему все это надо, он им ответил, что его, зятя Насера, не очень уважают и не дают высоких должностей, поэтому он решил на «них» заработать. Израильтяне это скушали.

Потрясает, что никто не обратил внимание — с одной стороны Маруан говорит «меня послали к чертям», а с другой — Маруан давал «Моссаду» информацию и документы высочайшей степени секретности.

Большой ошибкой Цви Замира было согласие на встречу с Маруаном и продолжение этих встреч, ставшими регулярными. Теперь Замир смотрел на этот проект не как глава «Моссада», а как знакомый Маруана.

Садат, в отличие от наших вождей, изучал культуру и психологию врага. Он сумел продать нам «лапшу», которая подходила нашей психологии, нашему взгляду на жизнь.

 

Авитар Бен-Цедеф:

Несколько лет назад, когда выяснилось, что разведка США допустила катастрофическую ошибку в проекта т.н. «Арабской весны», бывший посол Израиля в Египте Цви Габай написал статью, где высказал предположение, что главной проблемой «специалистов» по арабскому миру — не столько незнание ими арабского языка, сколько незнание ими арабской поэзии.

Если бы они знали арабскую поэзию, они бы знали все подводные течения, определяющие сущность арабского мира.

Мне попалась на глаза книга Камаля Хасана Али, который был ответственным за претворение в жизнь соглашений в Кэмп-Дэвиде со стороны египтян. В ивритском переводе от нее осталась 1/3 — остальное было выброшено, т.к. содержало многочисленные повторы. Если автор что-то повторяет много раз, значит это для него важно. Израильтяне так и не узнали из «перевода» — что же для автора важно. Это один из примеров.

Йоэль Бен-Порат приводит другие примеры. Распространенное арабское имя «Насер» — президент Египта НЕ был единственным обладателем этого имени в Египте. Но наша разведка постоянно путала людей с этим именем, о которых слышала по связи, читала в донесениях и т.д., с президентом Гамалем абд-эль-Насером. Отсюда возникал постоянный хаос и в сборе информации, и в аналитике.

Обама и Керри в переговорах с арабами не понимали с кем они имеют дело. В той же степени, как и Бегин с Даяном и Вейцманом в Кэмп-Дэвиде, где их «советниками» были Аарон Барак и Эльяким Рубинштейн, единственным советом которых было «соглашение as soon as possible».

С другой стороны был Садат, знающий, чего хочет, обдумывающий каждый свой шаг и каждое свое слово.

Мы привыкли себя считать гениями, самыми умными и успешными. Один из высокопоставленных сотрудников МО США — экономический советник министра обороны Дов Закхайм, курировавший проект «Лави», как-то рассказал мне следующую историю. Он приезжает в Израиль на переговоры. Его имя — Дов (Dov, без «e» в конце!). За столом переговоров, напротив него, сидят сотрудники нашего министерства обороны и на иврите между собой говорят, как они вот сейчас «порвут этого американца на куски» и т.д. Т.е. ребята даже не потрудились выяснить, что ведут переговоры с американским евреем, выпускником ешивы, прекрасно владеющим ивритом !

Вот так мы себя ведем, поэтому мы имеем такие результаты в военно-дипломатической сфере.

Я также знаю о том, как велись переговоры с фалангистами перед Первой ливанской войной.

Мы послали туда неквалифицированную делегацию, представителей армии и спецслужб. Их приняли со всей восточной угодливостью, задобрили подарками, втерли очки, навесили лапшу на уши — в результате мы вошли в Ливан и результаты всем известны.

 

Подполковник в отставке Эли Декель:

Лично я не согласен версией Шимона Мендеса о том, что Ашраф Маруан был двойным агентом. Однако, не о нем я буду говорить.

Я считаю, что он был инструментом в руках Садата, целью которого была война и только война.

Даже если бы мы отдали Садату Синай, Иерусалим и Яфо, Садат развязал бы против нас войну. Поэтому, я считаю, что все обвинения в адрес Голды — в том, что она не была слишком уступчива и т.д. — совершенно беспочвенны.

В истории очень мало найдется руководителей, которые бы поставили подготовку к войне-мести на такую высокую ступень приоритетов, на какую поставил ее Анвар Садат. Насер занимался экономикой, строительством, вытащил Египет из Средневековья — и да, готовился к войне.

А Садат был «человеком одной цели».

 

Майор в отставке Ами Згаги:

Доктрина, которую я называю «левой» — прекрасна. Прогресс, либерализм, просвещение и т.д.

Она прекрасна при одном лишь условии — если ВСЕ будут ее придерживаться. Если придерживаться «левой» доктрины в мире, где ее не разделяют абсолютно ВСЕ, то очень быстро каждый психически здоровый человек может убедиться, что она НЕ РАБОТАЕТ.

Давать недемократическим движения играть по законам демократии — катастрофа.

Харедимные партии добились увеличения пособий на детей. К чему это привело ? В Негеве демографическая ситуация меняется в пользу арабов…

Я живу около Бака-эль-Гарбия. Я много лет знаком с одним арабским мясником. Много лет — мы дружим семьями. После очередного теракта он мне говорит — от всего сердца и он серьезно в этом уверен на все 100%: «Ами, зачем нам эти войны ?! Переходите в ислам !»

Мы либералы этого не понимаем и игнорируем, поэтому, на все 100%… Мы хотим мирного сосуществования, они — нет. Война Судного дня еще не закончилась, т.к. «Концепция» жива и живее всех живых.

 

Д-Р Михаэль Бронштейн

Итак, по-поводу Ашрафа Маруана существует две версии:

1) он был «двойным агентом»;

2) он был израильским агентом;

Несомненно, он передал нам информацию, количество и значение которой трудно переоценить.

У всех сторонников версии «двойного агента» («троянского коня») есть одна несомненная проблема — вызов Маруаном Замира за сутки до начала войны и предупреждение о том, что завтра Израиль будет атакован.

В том послании, который Замир привез в Иерусалим была одна очень важная фраза: «они знают о том, что завтра будет праздник»

* * *

Величие Анвара Садата в том, что он совершенно правильно поставил армию на службу дипломатии. То, как вела себя армия, как велась война — полностью соответствовало арабской культуре, т.е. народ получил то, что ожидал.

* * *

Я не согласен с тем, что Обама ничего не понимал в Востоке, поэтому регион оказался там, где оказался. Я считаю, что Обама знал, что делает и делал это намеренно.

* * *

Хадж-Амин эль-Хуссейни и Гитлер. Гитлер говорил, что очень сожалеет о том, что мусульмане в начале Средневековья не смогли захватить Европу. Арийская раса, говорил он, сильнее семитской, поэтому семиты были бы все равно вытеснены с континента, но в Европе остался бы ислам, что было бы гораздо лучше, чем христианство.

 

Майор в отставке Цви Авирам, заместитель командира 87-го батальона во время Войны Судного дня

Во время Войны за Независимость ЦАХАЛ бился головой о стенку, пытаясь сломить египтян в «мешке» Фалуджа, где, кстати, находился Насер. Ничего не получилось. В октябре 1973 года — мы сидим на Канале и читаем сводки разведки: «Ребята, ничего страшного, у них уже не осталось даже еды, скоро они сдадутся». Все спрашивают друг друга: «С каких это пор арабы стали бояться голода ?!»

 

Рами Уша, радио-журналист

Человечество похоже на пассажиров автомобиля, где лобовое стекло замазано смолой, поэтому пассажиры судят о том куда ехать по зеркалу, показывающему что есть позади автомобиля. Наше понимание реальности очень ограничено, поэтому любая аналитика чаще всего приводит к плачевным результатам.

Ислам, коммунизм и нацизм — все эти три идеологии не принимают существующую действительность и выступают за ее изменение. Это нельзя сделать мирным путем, поэтому надо менять действительность с помощью насилия. На мир с врагом они не пойдут никогда. На «худну», временное мирное сосуществование — пойдут…

 

Д-р Ури Мильштейн

Как я понимаю арабскую культуру ?

Сложные (непримитивные) культуры были созданы оседлым населением, не кочевниками.

Последний «push» к появлению т.н. «западной культуры», с которой воюет ислам, дало оседлое население Британских островов несколько сот лет тому назад.

Кочевники уже 3 тысячи лет назад существенно отставали в культурном смысле, от тогдашних земледельческих цивилизаций. Однако, у кочевников выработалась важная способность — они могут выживать в экстремальных условиях. Но Мухаммад дал арабам то, чего нет у других кочевников — «Аллах акбар !» или то, что мы называем «фатализм», «непризнание свободы выбора». В фатализме я вижу причину примитивности. Но примитивность сделала их сильнее.

Ситуация сегодня: культурный Запад обеспечивает технологическую поддержку войны против себя.

Рано или поздно, но Запад уничтожит «исламизм». Процесс, в общем, идет. Пример — Афганистан.

Я не считаю, что Америка провалилась в Афганистане, как и не считаю, что Обама совершил нечто супер-глупое… Он строит новый Ближний Восток — давайте посмотрим, когда все успокоится, что это будет. Не обязательно будет хуже…

 

Д-р Мордехай Кейдар

Я не согласен с тем, что бедуинская культура неполноценна.

Слово «цивилизация» происходит от латинского «цивитас» — «город».

Горожане называли себя «культурными», а жителей деревень — «НЕкультурными».

Культура бедуинов НЕ МЕНЕЕ сложна, чем «западная». Про эскимосов, например, можно сказать то же самое. Единственная разница между нами в том, что мы ЗАПИСЫВАЕМ, а они не считают это нужным.

Первым в мире историософом был араб, мусульманин, по имени ибн-Хальдун, живший в 14-м веке. Я всем советую прочитать его труд «Введение в историю». Его описание бедуинской культуры — это один к одному описание жизни бедуинов сегодня. Способность этой культуры выжить — беспрецедентна, поэтому, давайте не будем недооценивать…

Господа, давайте представим себе, что в конце 2001 года вы вкладываете в банк 100 шекелей. Через 15 лет вы проверяете счет и выясняется, что там 5 шекелей. Это называется «бездарное инвестирование».

В 2001 году американцы контролировали 100% территории Афганистана. Сегодня -примерно 5%.

Что-то тут не так, господа. Что-то не работает.

 

август 2015 года

Примечания:

[1] — краткое изложение теории Мендеса здесь — http://wp.me/PLAcT-1kL

[2] — впоследствии — «подразделение 8200» в АМАН

[3] — командир “848” в 1972-76 гг