(Избранные беседы в 2016-17 гг на радио Решет-Алеф журналиста Авишая Фальхи с доктором Ури Мильштейном. Перевод — команда сайта «Дагеш»)

Предыдущие части цикла:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4 

Часть 5

У.М.:  

В 1947 году в Тель-Авиве с пригородами проживало около 40% всего еврейского населения Эрец-Исраэль. Вместе с тем, только 27% бойцов «Хаганы» были из этого района.

Военная подготовка тель-авивцев была слабой. Другой «проблемой» было то, что Тель-Авив был «правым» городом. В смысле — несоциалистическим. Местная «Хагана» не хотела «кибуцника» в качестве своего командира, был конфликт и неразбериха в руководстве обороной города.  Однако, конфликты разрешились и положение Тель-Авива было гораздо лучше Иерусалима: арабов Яфо было около 70 тысяч, евреев Тель-Авива — около 150 тысяч. Кроме того, арабы Яфо были в гораздо большей степени разрознены и конфликтовали между собой. А евреи контролировали все входы и выходы из Яффо.

Арабы Яффо были в основном заняты в сельском хозяйстве — кто-то владел апельсиновыми рощами, кто-то в них работал. Руководство города не было заинтересовано в конфликте с евреями и опасалось пропустить сбор урожая. Поэтому, был даже подписан «мирный договор» между муниципалитетами Тель-Авива и Яффо. Однако, в городе были и другие действующие лица, которые сорвали это соглашение и устроили настоящий террор против арабского же населения. Речь и дет о большой группе «иракских добровольцев», прибывший в Яффо для защиты города, но на деле занимавшихся грабежами и насилием против местного населения.

Англичане фактически покинули Тель-Авив еще в середине декабря 1947 года. «Хагана» тогда же начала операцию по расчистке границы Тель-Авива и Яффо, разрушила несколько домов, впритык примыкавших к еврейскому кварталу.

В то же время жители деревни Саламе (сегодня — район Кфар-Шалем) стали атаковать евреев квартала Ха-Тиква, где были размещены силы ПАЛЬМАХа, ЭЦЕЛь и ЛЕХИ.

Ха-Тиква был кварталом бедноты, где жили в основном выходцы из мусульманских стран. Жители поддерживали «ревизионистов», поэтому ПАЛЬМАХ был послан туда «на всякий случай», для присмотра за ЭЦЕЛь и ЛЕХИ.

А.Ф.:  Ури, это поразительно, но ничего не изменилось — все склоки существуют по сей день: левые, правые, восточные, ашкеназим, ревизионисты, кибуцники !

У.М.: да, совершенно верно. Итак, первым вооруженным нападением арабов на евреев в Войну за Независимость была атака на квартал Ха-Тиква в Тель-Авиве 8 декабря 1947 года. Командовал нападением Хасан Саламе, отец одного из террористов, организовавших резню на Мюнхенской олимпиаде 1972 года.

В юности Саламе продавал оружие евреям, как и, кстати, семья Хуссейни, продававшая когда-то евреям землю. Но затем, в 30-е гг Саламе вступил в арабские бандформирования и наводил ужас — в основном на арабских же жителей Лода и Рамле, подозреваемых в связях с евреями. После этого он бежал в нацистскую Германию.  В 1944 году его, вместе с немецкими диверсантами, сбросили на парашютах в Иорданскую долину, чтобы, добравшись до Рош-Аин, они смогли отравить водные источники, из которых тогда брали питьевую воду для всего Тель-Авива. Англичане были в курсе плана и сумели обезвредить группу очень быстро. Саламе сумел опять скрыться и вернулся в Германию. В 1947 году он вернулся в Эрец-Исраэль и основал вооруженный отряд, штаб которого находился около современного Беэр-Яакова. Уже через два дня после прибытия, отряд Хасана Саламе атаковал квартал Ха-Тиква. За несколько дней то атаки шли перестрелки вдоль границы между кварталом и Кфар-Саламе. За день до атаки евреи смогли взорвать дом, где засели арабские снайперы. Это событие послужило причиной того, что жители деревни наконец-то поддержали обострение конфликта — они вызвали Хасана Саламе и его отряд и попросили отомстить евреям Ха-Тиквы.  Евреи ожидали нападения, но эта информация была расплывчата.  Ждали атаки из Яффо, поэтому Ха-Тиква осталась только с легким стрелковым оружием. Пулеметы перевезли в квартал Шапира и Керем hа-Тейманим. Отряд Саламе начал наступление и смог занять несколько улиц квартала Ха-Тиква — и тут боевики начали грабить еврейские дома. На этом наступление закончилось. Евреи из Тель-Авива попытались добраться до квартала, но их остановили англичане.

Этот эпизод помогает нам понять, как мы вообще победили. Атаку нам удалось отбить. Потери были такие — арабы потеряли 60 человек, евреи — двоих (старик со старухой погибли, не сумев выбраться из подожженного дома в Ха-Тикве).

Т.е. мы, конечно, «балаганисты», но наш противник был на таком крайне низком уровне, что мы победили.  Победили не благодаря «Хагане», но благодаря арабской отсталости, инициативе на местах, героизму и чудесам. «Хагана», кстати сказать, по итогам атаки на Ха-Тикву рекомендовала строить линию укреплений между арабскими и еврейскими населенными пунктами.

Атаки из Кфар-Саламе прекратились, но поступили данные, что готовится повторное нападение. Евреи стали планировать упреждающий удар — операции «Йеhошуа» и «Йона».

Целью операций была Кфар Саламе — планировалась атака, оккупация, взрыв нескольких домов и уничтожение/вытеснение сосредоточенных там рабских боевиков. Это была первая крупная операция «Хаганы» в Войне за Независимость.

Закончилась она неудачей — один отряд ПАЛЬМАХа (он должен был отвлечь на себя силы боевиков) смог вторгнуться в деревню с юга и взорвать 3 дома, после чего пальмахники организованно отошли. Однако, основные силы «Хаганы», которые должны били войти в деревню с другой стороны, заблудились, дали себя обнаружить и попали под обстрел, после чего ретировались, побросав взрывчатку и амуницию.

В других частях города действовали ЭЦЕЛь и ЛЕХИ. Многие их действия также торпедировали соглашение между Яфо и Тель-Авивом. Было совершено несколько нападений на жителей Яфо, в результате которых арабы стали сильно опасаться за свои жизни.

Ситуация в Хайфе, «Красной Хайфе» по выражению Ури Авнери, иллюстрирует также причины победы сионизма.  Сам город был населен в основном рабочими, а вокруг были очень сильные кибуцы.  То есть евреи были объединены под общей крышей Гистадрута и порядок в городе был на голову выше, чем в Тель-Авиве и Иерусалиме. Общее руководство военными действиями в районе Хайфы осуществлял, наверное, самый талантливый военачальник Войны за Независимости — Моше Кармель. Он был не МАПАЙником, а МАПАМником. Моше Кармель не имел практического военного опыта, но был отлично подготовлен теоретически, что и требовалось для осуществления руководства крупными подразделениями.

Выбор гениев тактики в руководители стратегией неверен и только вредит. Об этом писал еще Фридрих Великий.

Арабы Хайфы были в тяжелом положении. В первую очередь уехали из города богачи. Оставшаяся беднота и средний класс подвергался самому настоящему террору арабских полу-уголовных формирований, занимавшихся в основном грабежами.

До середины декабря 1947 года в Дженин и Шхем бежали 20 тысяч арабов Хайфы.  Это около половины арабского населения Хайфы.   Они бежали без какого-либо принуждения со стороны евреев. И еще до того, как арабские вожди призвали арабов бежать.

Хайфский порт, где арабские рабочие составляли большинство, был взят под контроль ПАЛЬМАХом.

Авраам Дар организовывал в порту Хайфы различные операции, чтобы получить оружия от англичан (с помощью взяток начальникам их складов) во время их эвакуации, и от русских и их сателлитов, которые продавали оружие евреям в обмен на информацию о том куда именно эвакуируется все британское хозяйство из Эрец-Исраэль.

30 декабря ЭЦЕЛь совершил теракт против арабов у входа на хайфские нефтеочистительные заводы. Погибло 5 арабов, после чего арабские рабочие на этих заводах стали линчевать евреев. Погибло 39 евреев. На следующий день ПАЛЬМАХ атаковал Балад а-Шейх (сегодня — Нешер). Операцией командовал Хаим Авиноам, а самое активное участие принимал не кто иной, как Рахавам («Ганди») Зеэви.