перевод с иврита — Ontario14


Писатель Хаим Беэр недавно рассказал о своём разговоре с Ицхаком Рабиным, состоявшемся на квартире премьера в 1993 году. «Рабин объяснил мне свою поддержку Осло тем, что ЦАХАЛ вполне может проиграть следующую войну.» (…)  «Из слов Рабина мне стало ясно, что когда вспыхнет крупномасштабная война, ЦАХАЛ провалится, и, поэтому, надо быстро, пока ещё в мире живёт «имидж ЦАХАЛа», заключить мир с арабами».  Рабин сказал: «Все говорят, что ЦАХАЛ силён, — но это не так. Имидж его силён, но кто-кто, а я уж знаю, что такое наша армия».   Рабин привёл пример страхового агента: «Иногда ты видишь страхового агента — он ездит на «Понтиаке» [1], одевается в дорогих магазинах и обедает в престижных ресторанах. Так ты думаешь, что он богач, и ты готов купить страховку именно у него. То, что машину он одолжил, а костюм украл — потом не имеет никакого значения,- сделка состоялась.[2]«

(«Итон Тель-Авив», 22 сентября 2006 года)

С момента Независимости Вера в Систему Безопасности вообще, и в ЦАХАЛ в частности, нанесла огромный вред Израилю. 53 года (статья написана в 2001 году) эту веру вбивали в головы израильтян. В раскручивании проекта «Религия ЦАХАЛ» принимали участие Бен-Гурион, Бегин, Шамир и даже Йоси Сарид и Шуламит Алони. Лидеры поселенцев, главы ешив, президенты университетов, редакторы левых и правых газет и журналов, «Шалом ахшав» и «Гуш Эмуним» доказывали наличие консенсуса в стране тем, что всецело помогали укреплять эту религию.(…)

Но что такое «ЦАХАЛ»?

Это бывший начальник Генштаба Давид Эльазар (ז»ל) и бывший командующий Южным округом Шмуэль Гонен (ז»ל), — комиссия Аграната вынесла решение о служебном несоответствии обоих.

Это бывший начальник Генштаба Эхуд Барак, сделавший всё возможное и невозможное, чтобы скрыть от общественности своё позорное поведение во время «второго инцидента на базе Цеелим» («Цеелим Бет»)[3]

Это осуждённый за сексуальные домогательства командующий всеми тремя округами (по очереди) Ицхак Мордехай.

Это бывший начальник Генштаба Амнон Липкин-Шахак, которому «Хизбалла» устроила КМБ в Южном Ливане.

Мы всех их знаем. Никто из нас, будь мы даже самые большие фанаты армии, не согласится купить у них подержанную машину. Да, Эхуд Барак сейчас работает, между прочим, в одной  международной фирме «хай-тек», но менеджеры этой фирмы выбрали Барака не из-за феноменальных способностей генерала, проявленных им на постах начальника Генштаба и главы правительства, а для того, чтобы тот помог им обойти IBM и стать главным поставщиком для израильской армии. Другими словами, Барак работает «открывателем дверей» — лакей с зарплатой директора. Готов ли кто-нибудь доверить свою жизнь и жизнь своих родственников в руки «лакея со знакомствами в высших сферах», даже если этот лакей собирается поселиться в Кфар-Шмарьяу?

Из-за того, что «Система Безопасности» является крупнейшей организацией Израиля, с крупнейшим бюджетом,- Бен-Гурион и его преемники стремились управлять страной с помощью безраздельной власти над этой системой. Они хотели всеобщей веры в ЦАХАЛ, т.е. в них самих. Без лишних вопросов, и открытой критики основ, какие бы они не были. Максимум – Кармела Менаше[4] трагическим голосом расскажет о какой-нибудь «неуставщине», или сложностях с доставкой продовольствия на военные базы. В общем, вера в Армию есть вера в гениальность, честность и самоотверженность кучки высокопоставленных политиков и военных. Они настолько «возвысились» над народом, что даже нельзя спросить про платье короля:  «а насколько разбираются «гении» в военных вопросах?» Вера в ЦАХАЛ это не только религия безбожников, но и религиозных сионистов, которые, таким образом, могут стать невольно идолопоклонниками,- ведь кроме Б-га никто, даже Моше Рабейну, не застрахован от ошибок.

Вера израильтян в святость системы безопасности ещё раз доказывает, что история ничему не учит.  Французы так же верили Наполеону, немцы — Гитлеру, русские — Сталину. Как говорится, если войну нельзя доверять генералам, то политикам — подавно.

После войны Судного Дня уже всем должно было стать ясно, что надеяться на ЦАХАЛ (я имею в виду высших командиров) нельзя, как нельзя надеяться на созданные ими структуру армии и основные принципы ведения боевых действий. Куда там! Даже после Ливанской войны(1982-5), первой интифады, поражения в Южном Ливане и бегства оттуда, — продолжают у нас беззаветно верить в армию, а все её неудачи сваливать исключительно на политиков. Серия провалов, допущенных армией во время боя в поселении Алей-Синай[5] никак не связана с какой-либо политикой, в том числе с Осло. Поселенцы слишком понадеялись на то, что ЦАХАЛ защитит их жизни, и всецело занялись подготовкой к 18-летию основания ишува. А чего было опасаться? Ведь рядом — армейский укреплённый пункт, солдаты патрулируют по внешнему периметру забора поселения. По мере необходимости, командующий округом (Дорон Альмог) проводит с поселенцами задушевные беседы, призванные, видимо, повысить их мотивацию. Но кто усомнится в гениальности командующего округом или начальника «дивизии Газы» (Исраэль Зив)? Оба — опытные десантники, ветераны войн в Ливане и Судного Дня. Во время Ливанской войны оба командовали отборными подразделениями парашютистов, оба видели недостатки и промахи в армии вообще, и в их бригаде (под управлением генерала в отставке Йорама Яира) в частности. Например — в бою при Дамуре (8 июня 1982 года), с последовавшим за этим сокрытием промахов и непоследовавшими выводами из действий десантников и ЦАХАЛа в целом. Если бы Альмог и Зив  попытались бы что-то менять, их имена попали бы в «чёрный список» кандидатов на немедленный вылет из армии, как это произошло с полковником Имануэлем Вальдом[6]. Ради карьеры они отказались от критики разваливающейся системы. Можно ли подобным командирам доверять вопросы жизни и смерти? В армейской радиосвязи принято называть проникновение террористов в поселение кодовой фразой «Небесное воинство». События в Алей-Синай  показали, что и на «Небесное воинство» надежды мало.

До основания  государства, в частности — после событий в Тель-Хай (1920), поселенцы ни на кого не надеялись: ни на Бен-Гуриона, который считался невнимательным к вопросам войны политиком, ни на преданного Бен-Гуриону Элияу Голомба. Даже на Жаботинского они не надеялись, увидев, как во время нападения на Тель-Хай все трое теряли время в бесплодных дискуссиях в Яфо. Вывод, сделанный поселенцами был: «Мы все, включая женщин и детей, обязаны защищать свои жизни и имущество».

Шломо Баум, уроженец Кфар-Йехезкель и заместитель Шарона в подразделении 101, рассказывал, что первый в жизни пистолет он получил в возрасте 8 лет от отца. Не велосипед, не поездку за границу, не «ноутбук», — пистолет(!). Баум считает это самым волнующим событием его жизни. Потом он вместе с отцом участвовал в охране Кфар-Йехезкель, «ночных отрядах» Вингейта. В начале Войны за Независимость 17-летний Баум принимал участие в боевых действиях «Хаганы» в районе Бейт-Шеана. До самой своей смерти он не доверял армии. Это недоверие было основной причиной предпринятой им вместе с Шароном «революции 101» в ЦАХАЛе, а также волонтёрства у Шарона в бытность последнего командующим Южным округом в начале 70-х годов, когда был подавлен террор в Газе. Невзирая на высокий профессионализм, ЦАХАЛ отказался от услуг «еретика» Шломо Баума.

В Войне за Независимость вооружённые поселенцы внесли решающий вклад в победу. Яркий пример тому — религиозный кибуц Кфар-Даром в секторе Газа. Крупные соединения египетской армии, при поддержке танков и артиллерии, несколько раз безуспешно пытались взять кибуц штурмом. Практически без какой-либо помощи извне, кибуцники отбили все атаки и сковали на своём участке крупные силы египтян. Только во время «первого перемирия» (июнь 1948 года) Кфар-Даром был эвакуирован. Командование ЦАХАЛ использовало те же аргументы, что и сейчас(2001) в полемике вокруг поселений,- невозможность обеспечения безопасности. Бен-Гурион утвердил решение армии.

Сирийский танк, подбитый в 1948 году в районе кибуца Дгания Алеф

В начале 1994 года, вскорости после подписания «соглашения Осло», в офисе организации «Амана» я встретился с Пинхасом Валлерштейном, Ури Элицуром и некоторыми другими лидерами поселенческого движения. Вместе со мной пришли Шломо Баум (ז»ל)  и Арье Тефер (ז»ל)[7]. В то время мной были опубликованы результаты исследования о развале ЦАХАЛа[8]. Я сказал Валлерштейну и Элицуру, что Осло есть не  результат изменения мировоззрения Рабина и Переса, а логичный результат признания ими факта, что Армия Обороны Израиля не может защитить национальные интересы. А раз так, то, по мнению Рабина, безопасность евреев в Эрец Исраэль может быть достигнута путём передачи частей Родины палестинцам. Поэтому, если немедленно не будет произведена реформа ЦАХАЛа, будет создано палестинское государство и многие, если не все поселения будут ликвидированы.

2005

Тот, кто хочет остановить этот процесс, должен прекратить надеяться на разваливающуюся систему безопасности и провести коренную реформу — начиная с общей идеи обеспечения безопасности, и заканчивая уже непосредственно созданием «Силы» и путями её использования[9]. Лишь реформа «военной культуры», инициированная снизу, заставит руководителей системы безопасности улучшить функционирование управляемых ими структур.

Ури Элицур с друзьями восприняли мои слова как еретические измышления,- совсем как их воспринимают сейчас многие читатели этих строк. Лидеры поселенцев задавали множество вопросов, на все из них были получены ответы, но взаимопонимания так и не было достигнуто. Вывод, сделанный мной, Баумом и Тефером был — лидеры поселенцев не понимают, о чём мы говорим, их вера в ЦАХАЛ всё ещё сильна.

Современная израильская культура не оставляет ни одного шанса найти более творческое решение проблем безопасности, сделать функционирование ЦАХАЛа более эффективным. Надо решить, что у нас главное, а что  — второстепенное. О чём следует высказываться, а о чём — нет. Что необходимо расследовать.  Обязательным условием для остановки дальнейшего развала системы безопасности является интерес израильтян к армии. Они должны читать о ней, изучать её с детсадовского возраста и до получения академической степени — чтобы понимать, выделять необходимые ресурсы.

Главная задача, стоящая перед лидерами поселенческого движения, – это стать лидерами этого процесса. Я говорю не о дельцах, а о настоящих лидерах, которые пока, возможно, ещё  не известны. Если жители территорий не возьмут на себя это бремя, то пусть потом они не жалуются на провалы армии в Алей-Синай и других поселениях.

Примечания переводчика:

[1] В Израиле это “крутая тачка”

[2] Классический “Исраблёф”

[3] после трагического инцидента во время учений спецназа, когда погибли несколько солдат, Барак, присутствовавший там, поспешно улетел на своём вертолёте, не предоставив его для эвакуации раненных

[4] военный обозреватель «Коль Исраэль» 

[5] В октябре 2001 года два террориста проникли в поселение Алей-Синай, убили двух поселенцев, ранили 19, захватили дом и удерживали его в течение двух часов

[6] В середине 80-х Начальник Генштаба Моше Леви поручил полковнику Вальду подготовить доклад о возможных путях развития армии и анализирующий итоги прошедших войн Израиля. Полковник понял задание буквально, своим докладом всех ошарашил, за что был ложно обвинён в шпионаже и был вынужден уйти в отставку.

[7] Один из командиров ПАЛМАХ в районе Гуш-Эцион

[8] «קריסה ולקחה» 1993, בהוצאת מכון שרידות וידיעות אחרונות

[9] Курсив — мой. По сути, Мильштейн предложил поселенцам создание альтернативных вооружённых сил!

первая публикация:

http://berkovich-zametki.com/2006/Zametki/Nomer11/Ontario1.htm

Реклама