Image result for ‫פרופ' אליעזר טאובר‬‎

Профессор Элиэзер Таубер — историк на факультете ближневосточных исследований в университете Бар-Илан.

 

Пять лет научных исследований привели к однозначному результату: в деревне не было резни. Эта история по сути является продуктом палестинской пропаганды

9 апреля исполнилось 70 лет со дня одного из важнейших событий, которые произошли до создания Государства: «бойня», как ее называют, в Дейр-Ясин. «Резня в Дейр-Ясине» стала основополагающим мифом в палестинском нарративе, согласно которому солдаты подпольных организаций ЭЦЕЛь  и ЛЕХИ убили 254 человека и совершили зверства в мирной палестинской деревне к западу от Иерусалима.   За последние пять лет я провел тщательное изучение этого дела, узнал, что это за деревня, познакомился с ее семьями и каждым из ее домов. Я проверил точные обстоятельства смерти каждого убитого. Результаты были однозначными: резни в Дейр-Ясине не было. Вся история оказалась беспочвенной палестинской пропагандой.

9 апреля 1948 года объединенные силы членов ЭЦЕЛь и ЛЕХИ напали на деревню Дейр-Ясин, к западу от Иерусалима. Характер этого нападения стал одним из самых противоречивых в истории арабо-израильского конфликта и с тех пор служит палестинцам доказательством бесчеловечности Израиля. Более семи десятилетий антиизраильская пропаганда представляет это событие как преднамеренное убийство беспомощных арабских жителей, сопровождавшееся актами изнасилований и другими зверствами.

 

בול ירדני שמתאר את "הטבח בדיר יאסין" // צילום באדיבות השירות הבולאי והאספן לורנס פישר

Иорданская марка с изображением «резни в Дейр-Ясине»

Что на самом деле произошло в Дейр Ясине? Вопреки тому, что можно было ожидать, я обнаружил, что показания нападавших евреев, с одной стороны, и показаний выживших арабов, с другой, были удивительно похожи, иногда почти идентичны. Поэтому, мой метод исследования заключался в том, чтобы объединить свидетельства обеих сторон, евреев и арабов, в одну историю. Я использовал огромное количество свидетельств и документов из более чем 20 архивов, многие из которых еще не были обнародованы, и из сотен других источников. У меня было два вывода: в Дейр-Ясине не было резни, но ложные слухи, распространенные палестинским руководством о массовых убийствах, изнасилованиях и других ужасах, заставили арабов Израиля бежать из своих домов и стали одним из наиболее важных факторов в создании «проблемы палестинских беженцев».

Дейр Ясин не был «мирной деревней», как позже утверждалось, а укрепленной деревней с десятками вооруженных бойцов. Его отношения с соседними еврейскими кварталами были напряженными в течение многих лет, и евреи полагали, что деревня представляет опасность для дороги из Тель-Авива в Иерусалим и стала важным фактором в арабской блокады Города. Поэтому, хотя позже она отрицала это по политическим причинам, «Хагана» одобрила нападение, и подразделение ПАЛЬМАХа приняло в нем участие.

Ожесточенная 10-часовая битва среди оставшегося в деревне гражданского населения завершилась победой ЭЦЕЛя и ЛЕХИ. В деревне не было резни. Когда сражение закончилось, убийства находившихся в деревне прекратились. «Я думаю, что большинство убитых были среди боевиков, а так же женщин и детей, которые им помогали», — засвидетельствовал один из выживших арабов. Арабские жители получили зараннее предупреждение об эвакуации деревни, и действительно, 700 из них действовали в соответствии с полученными инструкциями. 200 из них были захвачены нападавшими и освобождены целыми и невредимыми в Восточном Иерусалиме. 101 человек был убит, четверть из них были активными боевиками, а остальные находились в боевых условиях. Нападавшие также понесли потери.

Из-за ведущейся «психологической войны», ЭЦЕЛь сообщил о 200 арабских смертях, что вдвое больше реального числа. Это число с энтузиазмом было принято палестинским руководством в Иерусалиме, которое даже увеличило его до 254 и добавило истории изнасилований и других зверств.  Хуссейн Халиди, самая видная фигура в руководстве арабов Иерусалима в то время, считал, что «надо использовать это максимально», «Мы должны использовать этот случай как можно больше в пропаганде, потому что арабские государства, похоже, не заинтересованы в том, чтобы помочь нам, и мы стоим на пороге с катастрофы», и «мы должны представить картину не совсем того, что происходит на самом деле, а сильно преувеличенную».  Халиди делал это, чтобы предотвратить катастрофу («накбу»), но он стал ее причиной.

 

Переплет книги проф. Таубера

«Доктор Халиди — это тот, кто вызвал катастрофу», — сказал один выживший араб. — «Вместо того, чтобы работать на нас, пропаганда работала на евреев. Жители целых деревень и городов бежали из-за того, что, как они слышали, произошло в Дейр-Ясине». Палестинское руководство намеревалось использовать это дело, чтобы оказать давление на арабские страны, чтобы они направили свои армии на Землю Израиля для борьбы с евреями. Однако, это сработало, как бумеранг. В соответствии с законом, что честь женщины дороже земли, ка ктолько арабы Эрец-Исраэль услышали об изнасилованиях, они побросали все и стали уходить.

Израильтяне и палестинцы верят в два мифа о том, как возникла проблема палестинских беженцев. Израильтяне утверждают, что палестинцы выполнили приказ своих лидеров временно покинуть свои дома и вернуться вместе с победившими арабскими армиями. Им не повезло, и они не победили. Палестинцы утверждают, что израильтяне изгнали их. Но правда заключается в том, что арабы ушли во многом из-за страха перед резней, которой не было.

В моем исследовании, в котором анализируются эти события, я также проверил пропаганду, распространявшуюся о Дейр-Ясине с 1948 года по сегодняшний день. Следующая история, часто цитируемая мусульманским проповедником в изгнании Юсуфом Кардауи, является типичным примером этой пропаганды: «Суть жестокости заключалась в том, что некоторые еврейские террористы делали ставку на пол нерожденных детей в животах беременных арабских матерей. Содержимое животов зверски опустошалось, пока женщины были еще живы.  Плод вытаскиивался наружу и проверялся пол ребенка, что и определяло победителя в споре».

Однако оказывается, что нарратив о «резне» пропагандируют не только палестинцы или мусульманские проповедники, но и западные ученые. «Помним Дейр-Ясин» — это организация, основанная в Соединенных Штатах, которая стремится построить мемориал на месте деревни, причем с видом на «Яд-Вашем», очевидно, чтобы создать аналогию между Дейр-Ясином и Холокостом. Сравнение делается вновь в писаниях руководителей этой организации, считающих, что называть их версию «резни» как «лживую, преувеличенную или спорную — равносильно отрицанию Холокоста.»  Мое исследование, очевидно, предназначено не для тех, кто не позволяет фактам запутать их, а для широкой публики, которая искренне задается вопросом, была ли «резня» в Дейр-Ясине или нет.  Так вот — теперь это совершенно ясно: НЕ БЫЛО НИКАКОЙ «РЕЗНИ» В ДЕЙР-ЯСИНЕ.

Профессор Элиэзер Таубер — историк на факультете ближневосточных исследований в университете Бар-Илан. Его книга «Дейр Ясин: конец мифа» была недавно опубликована в издательстве “Кинерет Змора-Битан Двир”.

 

Опубликовано: 21.04.2018, “Israel ha-yom”

https://www.israelhayom.co.il/article/550413

От переводчика:

9 апреля в этом (2019) году вместе с годовщиной Дейр-Ясинских событий в Израиле проводятся парламентские выборы, поэтому инбтересно отметить, что события в Дейр-Ясине стали предметом споров не только на внешнеполитической арене, но и между различными израильскими политическими силами.

В качестве примера, можно привести две следующие статьи — «Чёрная Книга Ури Мильштейна»  и «Палестинская нация и Дейр-Ясин»