Интервью Арэле Сегаля(А.С.) с д-ром Ури Мильштейном(У.М.)

А.С.: Здравствуйте, д-р Ури Мильштейн !
У.М.:  Здравствуйте Арэле !
А.С.: Вы согласны, что Рафуль был самым смелым человеком в Израиле ?
У.М.:  Кто вам сказал это ?
А.С.: Ран Эделист…
У.М.:  Слушате, давайте не будем впадать в крайности. Исключительно смелых людей было много — Меир Хар-Цион, Арье Теппер, Авигдор Кахалани…
Меир Хар-Цион писал в «Дневнике», что смелость, героизм — очень связаны с мифологией. Мы видим то, что видим — действия человека. Мы не знаем, что у него творится внутри. Ты говоришь себе : «Ой, ну я лично так бы не смог, — я бы испугался… А вот ему — наверное не страшно…»  Понимаешь ?  С другой стороны, его, Рафуля, вторая жена рассказывала о мучивших его по ночам кошмарах… Так что я думаю, что не героизм был главным качеством Рафуля, хотя конечно же, он был очень смелым человеком. А что же ?
Я лично знал его, он был моим непосредственным командиром в 50-е гг в 890 десантном батальоне. Он лично, после моей демобилизации, назначил меня «историком парашютистов». Я воевал под его непосредственным руководством в «Шестидневную войну», после 1967-года — неоднократно.
IMHO, главным качеством этого человека была выдающаяся «оперативно-боевая интеллигенция»

А.С.: Например ?

У.М.: Это был гений тактики. Можно привести множество примеров. Я приведу пример, который он сам мне рассказал — интересно что ОН думает, а не я, так ?
Мы встретились с ним, когда он был начальником генштаба, после [первой фазы] Первой Ливанской войны. Кроме всего прочего, мы говорили о том, как он создал и возглавил «Хативат hа-Бикъа», «бригаду иорданской долины», которая вела войну против террористов в Иорданской долине и Иудейской пустыне в годы после Шестидневной войны.
Он рассказал, как уничтожал террористов ФАТАХа, проникавших в Долину, с помощью заминированных консервных банок с говяжьей тушенкой.

А.С: Есть «наследие Рафуля» ?

У.М.: Рафуль был человеком, для которого важнее всего было выполнить поставленную задачу любой ценой. Редкое качество в ЦАХАЛе во все времена.
Я могу сказать, что первым, кто поставил принцип выполнения задачи любой ценой во главу приоритетов был Арик Шарон в «подразделении 101».
Рафуль не был в «101», но он был командиром первой роты в бригаде парашютистов-милуимников…

В возрасте 16.5 лет он пошел добровольцем в ПАЛЬМАХ. Во время патрулирования вдоль русла Нахаль Амуд на них напали двое бандитов и разоружили их. Весь патруль. И тут 16-летний мальчик, маленького роста, по имени Рафаэль Эйтан,  набросился на одного из бандитов, сбросил его в воду, после чего второй бандит сбежал…
В «бою при Сан-Симон» (1948) Рафуль был ранен в голову. Раненный, он продолжал стрелять в атакующих здание арабов. Он всегда и везде был впереди.
Можно критиковать его решения в 1982 году, но как боевой командир, принимавший личное и непосредственное участие в той революции, которая произошла в ЦАХАЛе в 50-гг, он был просто вне конкуренции.
Память о нем да будет благословенна !

Рафуль и Ури Мильштейн, 1965-8(?) год

 

