— Здравствуйте, рав Шерки !
— Здравствуйте !
— Я сейчас говорил с востоковедом проф. Рафи Исраэли. Он говорит, что исламский мир становится более исламским, невзирая на интернет и т.п., но, с другой стороны, другие востоковеды считают, что исламский мир станет более терпимым, более «западным». Каково Ваше мнение ?  Т.с., с «философской точки зрения».

— Смотрите, есть в современной западной философии некий исходный тезис — «когда религиозное движение становится еще и политическим, то оно постепенно превращается в секулярное движение».  Этот тезис ослепляет многих, в т.ч. «востоковедов».
На примере ислама мы видим обратный процесс — фанатизм крепнет с усилением политической власти ислама.
Но давайте рассмотрим это в более широком плане.
Наши политические лидеры всегда смотрели на  Ближневосточный конфликт как на конфликт политический.
Догмой была и есть идея, что если смотреть на конфликт как на конфликт религиозный, то решения уже точно не найти.

Я думаю, здесь есть несколько ошибок:
1) Конфликт — религиозный и игнорирование этого факта не поможет его разрешению.
2) Поняв, что конфликт — религиозный, мы сможем найти решение, т.к. между верующими может быть диалог. Даже если он в начале — диалог в форме конфликта. Но как минимум участники знают причину и друг друга.

Еврейский религиозный взгляд на ишмаэльтян известен. Если он будет нашей позицией, то на Западе он найдет понимание.
Исламский ренессанс может быть полезен: все карты на столе и видно кто стоит за секулярными фигурами типа Мубарака и т.п.  В конце концов, из этого ренессанса может вырасти нечто хорошее для всех, если все смогут его правильно использовать. Как ?

Мы должны распространить знание Торы — чему мы можем научить мусульман, как то — «теория бней Ноах», статус «гер-тошав». Мы должны также знать о великой благодати для Израиля, которая может произойти от сынов Ишмаэля…
Если, конечно, диалог будет настоящим — т.е. на базе религий.

— Есть такая возможность ?  Между Ицхаком и Ишмаэлем не особенно-то велся диалог.

— Да, они не разговаривали, в отличие от Яакова и Эйсава. Христианство вело религиозный диалог с иудаизмом, иногда диалог «со взломом», но — диалог. Связи ислама с иудаизмом ограничивались философией и наукой.
Однако, Тора говорит, что Ишмаэль раскаялся в конце жизни, когда встретил Ицхака на похоронах Авраама в Хевроне…

— Почему ислам не примет западные религиозные ценности ?

— Потому, что один из постулатов христианства — разделение светской и религиозной властей. «Богу — богово, кесарю — кесарево».  Ислам это не примет никогда. Даже перенимая «светские» идеологии, арабский мир аборбирует их —  единственное,что остается в итоге — это ислам.

Реклама