Вопрос:
«Что думает рав о выборе между соблюдением законов Торы и соблюдением законов государства, если между ними обнаружилось противоречие ?»

Ответ:
Вопрос совершенно недостойный…
Скажем так — Господь Бог говорит что-то. И  кто-то, кто не является Господом Богом, говорит что-то. Что я должен делать ?
Подумайте сами на досуге…
Но я хочу добавить информацию к размышлению.
Когда-то я сказал судье Рут Габизон, которую вы все знаете, она — профессор юриспруденции, женщина знающая и умная.
Я ей сказал:  «Ты знаешь, что демократия — это вещь далеко не святая ?»
Она мне ответила: «Да, демакратия не святыня, т.к. моральные ценности выше ее. Но иногда демократия — клей, скрепляющий нас.»
Хороший ответ, справедливый. Прагматичный подход.
Всем же ясно, что сказать «государство выше моральных ценностей» — фашизм. Так ?
Я несколько лет назад слышал от «людей в военной форме»: «… Т.к. это решение принято демократическим путем, то это решение ПОЭТОМУ должно быть претворено в жизнь.»
Полный абсурд. Если решение диктаторское — его надо воплотить, ведь в этом — смысл диктатуры — тебя не спрашивают о соответствии решения твоим моральным ценностям.
Но если это демократия, то совесть — часть демократических норм. Свобода совести иногда — выше формального закона.
В американских законах есть прецедентные постановления, смысл которых в том, что «гражданское неповиновение — одна из характеристик демократической власти».
И когда человеку промывают мозги, и говорят, что он должен подчиняться некоторому решению, ибо его главный враг — совесть, то здесь имеет место крайнее моральное разложение. Тем более, что мы — первая нация, поучающая весь остальной мир — «Нельзя исполнять аморальные законы».

 

