Раввин Ури Амос Шерки.

“С еврейской точки зрения: лефтизм”

(лекция в «Махон-Меир»)

 

 

Добрый день, мы продолжаем изучать «Орот».

Страница 169, параграф 5.

Наша тема сегодня — «лефтизм», но разговор пойдет в более широком русле — о космополитизме и т.д.

Что такое «космополитизм» ? Сократ считал себя «гражданином мира» — «космополитом».

Космополитизм не признает национального начала, а патриот, т.е. национально настроенный индивид, считается “вредным анахронизмом”.

С другой стороны, национальная идея идет от естественного человеческого желания “иметь корни”. Человек не рождается “на белом листе” — он рождается на определенном социо-историческом и культурном фоне — у него есть Нация. Внутри человека идет борьба корней с межплеменной любовью.

Покажу это на схематичном и крайнем примере, который лучше всего объяснит мои слова: у меня есть выбор: или любить всех и, в конце концов, ненавидеть свой народ, — или — любить свой народ и, в конце концов, ненавидеть всех остальных людей.

        — Вопрос из зала: «А нельзя ли т.с. совместить ?»

        — Я и говорю, что мой пример схематичен и в реальности не встречается. В реальности есть множество нюансов.

Большинство людей в мире любят все человечество и свою нацию тоже. Но это возможно только тогда, когда ты не попадаешь в ситуацию, где тебе надо сделать выбор.

Любовь к человечеству и любовь к нации — теоретически противоречат друг другу в корне, хотя на практике они как-то и могут “притереться”.

Любовь к нации не только “отключает” от остального мира, но пытается навязать свою идентичность другим. Это — проблема под названием «империализм»…

Раньше был французский, английский империализм. Сегодня есть, например, — “империализм американской культуры”.

Американец думает, что все люди на Земле — американские либеральные демократы в потенциале, но еще не все об этом знают. Часть мира уже знает, что они – американцы. Откровение уже настигло их. Но есть еще такие, кто не знает об этом. Поэтому, кока-колой и гамбургером прокладывается путь Откровению для дикарей. Я не шучу — питье и пища — часть личности…

Буш был уверен, что как только первый американский танк пересечет иракскую границу — народ восстанет против Саддама, т.к. простой народ, в понимании Буша, все как один — свободолюбивые либеральные демократы, т.е. — скрытые американцы. То, что они говорят не по-английски — досадная случайность…

Люди без «национальной идентификации» находятся в постоянном поиске. Он часто приводит их к самым крайним формам единения с окружающей их культурой. Неосознанно.

Например, трудно найти более космополитичного еврея, чем Спиноза. Спиноза был «супер-голландец» — во всех смыслах. Он стал членом одной из самых «голландских» христианских сект, которые только были — «Коллегианты». Жалание быть «как все» приводит к тому, что ты немного больше «как все», чем все.

В Багдаде была известная еврейская семья Сассон. Один из ее членов переехал в Англию, ассимилировался и стал известным писателем (Sassoon), специализировавшимся на «средневековых английских охотничьих легендах». Рассказывают, что однажды к нему приехал родственник из Багдада с последними новостями. Они сидели, Сассон слушал о своей родине. Вдруг Сассон прослезился. Родственник спрашивает его «Что случилось ?!». Сассон ответил: «АhhhWe lost India…»

Человек не может существовать без корней. Павел сказал: «Нет ни эллинa, ни иудея, ни мужчины , ни женщины».

Рав Ашкенази[1] сказал: «Пока есть мужчина и женщина — есть эллин и иудей».

Все это было лишь подготовкой к тому, чтобы прочитать следующий отрывок из «Орот» рава Кука 🙂

«Щедрость, с которой иногда весь мир, все человечество, становится в глазах у Израиля объектом любви, — требует проверки.»[2]

Как сказал Ешу ? «Учили вас любить ближнего и ненавидеть чужого. А я говорю вам — любите ненавидящих вас» Сказано черным по белому, я только читаю…

Ешу говорит, что: любовь к ближнему, как она описана в Торе — это выхолащивание идеи, т.к. галаха «любить ближнего» — означает «любить еврея, но не гоя».

Ешу возмущается: «что за выхолащивание» ?!

И эта позиция — что надо любить абсолютно всех — требует проверки, как сказал рав Кук.

Кстати, я хочу все-таки спросить вас: «Так что же с ‘дальним’ ?» Ближнего мы любим… Но что же с “дальним” ? С чукчами, папуасами ?

Вы знаете, я их очень люблю. Эта любовь сильна тем, что не подвергается испытаниям. Испытаниям подвергается любовь к соседу. “Я люблю всех евреев, но вот сосед мой…”

Поэтому Тора приказывает любить «ближнего», т.к. это самое трудное. В Мишне сказано: «Сделай себе рава, купи себе друга и суди каждого человека доброжелательно»[3] — т.е. даже рава и друга надо тоже судить доброжелательно:-)

Но знаете что ? Комментаторы все-таки спорят о «люби ближнего, как самого себя» ! Не все так просто.

Простое понимание — пшат — галахи такое: «ближний» — это еврей, а не гой.

В свое время Наполеон созвал т.н. «Санhедрин».

Ему надо было создать некий «Верховный совет еврейского народа» — и он назвал его «Великий Санhедрин».

Наполеон потребовал от евреев ответа на ряд своих вопросов (император хотел, чтобы раввины разрешили смешанные браки), одним из которых был: «Считаете ли вы французов своими братьями ?»

Раввины, к которым обратился Наполеон, видимо были весьма и весьма искушенными в Талмуде. Они ответили так: «В чем вопрос ?! Сама Тора приказала нам любить ближнего, как самого себя !»

Очень красивый маневр ! 🙂

Однако, один из наших величайших мудрецов в Италии 19-го века, рав Элияhу Бен-hа-Мозег[4] в комментариях к Торе заявил, что «люби ближнего своего, как самого себя — согласно прямому смыслу(пшат) и согласно Талмуду — включает также и гоев». Это было крупным новшеством в Галахе.

Похожее мнение высказал и рав Барух hа-Леви Эпштейн[5] в книге «Тора тмима». Короче говоря, витает в воздухе некое желание включить в число «ближних» также и тех, кто «ближним» не является.

Это желание само по себе положительное. Написано в книге «Врата святости», которую написал рабби Хаим Виталь, главный ученик Аризаля: «Одним из условий достижения Руах-hа-кодеш — любить гоев». Так прямо и написано.

Поэтому Рав пишет: «Щедрость, с которой иногда весь мир, все человечество, становится в глазах у Израиля объектом любви, — требует проверки» — т.е. движение само по себе положительное, но давайте проверим что оно означает на практике.

Но, пока что, на нашем уроке произошло событие: никто не спросил меня «Не слищком ли опасно то, что я сказал ?» 🙂

Обычно я отвечаю: «Опасно. Ну и что ?! Правда всегда опасна.»

Продолжает рав Кук: «Осознание Святости и Избранности Израиля распространяется и ведет к любви ко всем людям и народам мира. Это свойство Авраама, отца множества народов — ‘И благословляться будут тобою все семейства земли’. «[6] — т.е. «ты знаешь чем евреи могут помочь — это настолько ценно, что ты хочешь, чтобы это распространилось на весь мир». Замечательно !

Однако:

«Однако, когда в основе распространения этой любви присутствует затмение чувств, вызванное затемнением Святого Света Высокой Израильской Уникальности, — тогда эта любовь есть яд…»[7] — т.е. — яд и для евреев и для гоев.

Ибо, если ты не знаешь цену даже себе

 

* * *

 

«Разные характерные особенности, разбросанные среди разных народов, все они вместе присутствуют в Израиле — ‘установил пределы народов по числу сынов Исраэля’ …»[8]

Сколько есть национальных типов ? Согласно Торе, их 70.

70 — это «много».

Сколько есть типов евреев ? Тоже 70. «Семьдесятью душами спустились праотцы твои в Египет»[9]. 70 еврейских душ — соответствуют 70-ти народам мира. Откуда я это знаю ?

А вот отсюда: «Когда Всевышний оделил племена, когда разделил Он сынов человеческих, установил пределы народов по числу сынов Исраэля»[10]

Поэтому евреи — странный народ… Вы обращали внимание, что Государство Израиль — единственная страна в мире, где нет евреев ? Евреи есть в Америке, России, Франции, Италии, Йемене, Марокко. Везде есть евреи. А здесь ? Здесь у нас есть американцы, русские, французы, йеменцы… 🙂 И это не случайно !

Сказано у Йехезкеля: «…в конце лет придешь ты в страну, освобожденную от меча, собранную из народов многих, на горы Йисраэйля…»[11]

Возникает вопрос: существует ли вообще еврейская идентичность ?

Об этом сказано в благословлении на чтение Торы: «Который избрал нас из всех народов» — т.е. Он взял от каждого народа и сделал нас. Мы — нация, универсальная по своей сути…

«Разные характерные особенности, разбросанные среди разных народов, все они вместе присутствуют в Израиле — ‘установил пределы народов по числу сынов Исраэля’. Поэтому, все это может стать причиной внутрeнних трений и разногласий…»[12] — т.е. «два еврея — три мнения».

Есть у Маhараля в «Нецах Исраэль» очень интересное объяснение того, как нация выбирает себе религию. Он объясняет это согласно стиху в книге Йирмияhу:

«…пройдите по островам Киттимским и посмотрите, и пошлите в Кэйдар и внимательно присмотритесь, и увидьте, бывало ли (где) подобное? Переменил ли (какой) народ Богов своих, а (ведь) они – не Боги? А Мой народ переменил славу свою на тщету»[13] — пророк удивляется: почему гои продолжают поклоняться неизвестно чему, а евреи оставляют Истинного Бога ?

Говорит Гмара: почему Киттим и Кэйдар ? Потому, что Киттим — в море, а Кэйдар — в пустыне. Киттим поклоняются огню, а Кэйдар — воде…[14]

Говорит Маhараль: каждая нация поклоняется тому, чего ей недостает.

Злое начало римлян выражалось в жестокости — их раскаянием стал выбор «религии любви», христианства.

Злое начало арабов выражалось в беззаконии (воровство и прелюбодеяние) — их раскаянием стал выбор «религии закона», ислама. По-арабски «религия» — «дин»(это слово пришло в арабский из ивритa, где оно означает «закон, суд»).

Во что верят евреи ? В Единство, на так ли ? 🙂 Евреи — большие поклонники Единства. Видимо, это противоречит их естественной наклонности…

Реплика из зала: «Но ведь это сильно ‘напрягает’ — быть бесцветным …

   — Наша специфичность в том и состоит — мы объединяем все цвета. «Бесцветный цвет» т.с. может принять любой цвет и все цвета вместе… Как сказал один еврейский писатель: «Евреи — народ, как все народы, но немного больше ‘как все’, чем все…» — в этом наша особенность.

Сказано: «И вы – овцы Мои, овцы паствы Моей, АДАМ АТЭМ(‘ВЫ — АДАМ’). Я – Бог ваш. Слово Гoспода Бoга! «[15]

А Гмара говорит: «Сказал рабби Шимон — ‘AТЭМ КРУИМ АДАМ'(‘ВЫ НАЗЫВАЕТЕСЬ АДАМ’), но не народы мира называются ‘АДАМ’…»[16]

Много лет назад, я спросил Авраама Ливни(ז»ל) — еврейского философа, перешедшего из католицизма в иудаизм — «Как Вы, Авраам, при всем Вашем стремлении к универсальности и исправлении мира, относитесь к фразе ‘AТЭМ КРУИМ АДАМ'(‘ВЫ НАЗЫВАЕТЕСЬ АДАМ’), но не народы мира называются ‘АДАМ’ ‘ ?»

И что он мне ответил: «Это — самая универсалистская фраза, которая мне когда-либо встречалась ! Она означает то, что особенность евреев — ‘быть АДАМом’.»

Понятно ? Что отличает шотландца ? Волынка… 🙂

Француза — багет. Еврея отличает то, что он — АДАМ.

Другими словами: все нации, кроме евреев, это 1/70 общечеловеческой идентичности; Шотландец — это особый шотландский способ быть АДАМом. Евреи включают в себя все 70 сегментов и составляют вместе АДАМ…

«Разные характерные особенности, разбросанные среди разных народов, все они вместе присутствуют в Израиле — ‘установил пределы народов по числу сынов Исраэля’. Поэтому, все это может стать причиной внутренних трений и разногласий, что и станет вечной отличительной чертой и разделяющей стеной от других народов, без ущерба для нашей самодостаточности…»[17]

Я однажды объяснял христианам (сейчас есть тенденция в христианском мире тpебовать от евреев признания легитимности христианства): «Еврей необходим христианину для самоидентификации, но христианин еврею для самоидентификации не нужен»

«… ТОРА является тем фактором, который ставит разногласия в рамки и предотвращает распад»[18] — т.е., у Народа Израиля есть различные национальные сущности(«зеhуйот леумийот»), которые держатся вместе благодаря Торе. Колено Леви — объединяет все колена Израиля. Объдиняет тем, что изучение Торы и служба Всевышнему — его прерогатива.

«Из всех разногласий итог — Общее Добро(‘hа-тов hа-клали’), объединяющее все с помощью Торы, за исключением абсолютных грешников, ненавистников Дома Израиля…»[19]

Что это за «абсолютные грешники» ? Это те, кто «ненавидит Дом Израиля», т.е. те, кто против данной солидарности под эгидой Торы. Другими словами — еретики(«миним»).

Ересь началась с отрицания национальной солидарности, когда первая христианская община покинула Иерусалим перед осадой, чтобы не воевать с Римом. Они ушли в город Пехаль и ждали пока римляне не разрушат Храм.

Началось с этого, а закончилось — участием в гонениях на евреев и решением об изгнании христиан из Клаль Исраэль («Общности Израиля»).

Лекция прочитана в рамках курса изучения книги рава Кука «Орот» в «Махон Меир»

Примечания:

[1]  — http://www.ejwiki.org/wiki/%D0%90%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8,_%D0%98%D0%B5h%D1%83%D0%B4%D0%B0_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD_%28%D0%9C%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D1%83%29

[2] — «Орот Исраэль» 8:5

[3] — Авот ч.1 мишна 6

[4] — годы жизни — 1823 — 1900

[5] — годы жизни 1860 — 1942

[6] — «Орот Исраэль» 8:5

[7] — «Орот Исраэль» 8:5

[8] — «Орот Исраэль» 8:6

[9] — Дварим 10:22

[10] — Дварим 32:8

[11] — Йехезкель 38:8

[12] — «Орот Исраэль» 8:6

[13] — Йирмияhу 2:10-11

[14] — Бавли, Таанит 5 б

[15] — Йехезкель 34:31

[16] — см. напр. Бавли, Бава Мециа 114 б

[17] — «Орот Исраэль» 8:6

[18] — «Орот Исраэль» 8:6

[19] — «Орот Исраэль» 8:6

Реклама